Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Народные промыслы осетин.
29.07.2007
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Народные промыслы осетин  |  Приложение 1



В Осетии в XIX – начале XX в. важное место занимали домашние промыслы. Скотоводство, например, обеспечивало натуральное хозяйство горцев продуктами и сырьём. Из шерсти местные женщины изготовляли превосходное сукно, войлочные шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и т. д. Из меди и железа, золота и серебра осетины делали предметы быта и украшения. Также осетины занимались и оружейным производством. Осетинские мастера изготовляли огнестрельное оружие, стволы ружей, сабли, кинжалы, нередко украшая их серебряной и золотой оправой. Осетинские мастера по металлу не ограничивались одной определённой узкой специальностью. Они работали одновременно кузнецами, оружейниками, ювелирами.

«Хорошо оборудованное кустарное дело, в известной мере, являлось подспорьем для хозяйства горцев. Ещё сравнительно недавно горские аулы славились производством бурок, сукна, седел, шашек, чеканкой по серебру, работой по меди и дереву и могли для своего скудного обихода заменить всё покупное продуктами домашнего производства, вплоть до деревянной и медной посуды». Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. В значительной мере сохранилась до наших дней и обработка кости и рога.

В домашних занятиях осетин важное место занимали художественное тканье и вышивка золотом.

Вся стена, пишет Коста Леванович Хетагуров в своём этнографическом очерке «Особа», замыкающая женскую половину, увешана мелкой утварью: деревянные чашки, блюда, ковши, ложки, воловьи рога, столик о трёх низеньких ножках, каменная тонкая плита в железной оправе в виде стремени, небольшое с крышечкой деревянное ведёрко и т. п. «На полу вдоль той же стены расположены разной формы и размера медные котлы, глиняные кувшины, плетучки, кадушки и пр. На стене мужской половины вы найдёте шашку, пистолет или ружьё в старом чехле, турьи рога, а иногда и фандыр – музыкальный инструмент».

Наличие в доме предметов старины помогает людям сохранять связь поколений, делает их более спокойными и уверенными в своём будущем.

Процесс глобализации унифицирует культуру всех народов, но при этом каждый из них стремится развить и сохранить свою культуру. «Если народ утрачивает свою культурную специфику, то он перестаёт существовать как самостоятельный этнос. Каждый народ создаёт собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других этносов».

Роль народных промыслов в культуре народа, в том числе осетинского этноса, имеет своё уникальное значение как механизм передачи будущим поколениям определённой информации о созданной материальной и социальной культуре этноса на том или ином историческом промежутке своей повседневности.

Народное искусство Северной Осетии своими корнями уходит в глубокое прошлое. В крестьянском хозяйстве почти все бытовые и хозяйственные предметы и орудия труда изготовлялись домашним способом. Крестьяне Северной Осетии знали простое прядение и ткачество, выделку кожи и крашение её, литьё цветных металлов и ковку железа, изготовление деревянной мебели и домашней утвари.

В Северной Осетии существовало Министерство местной промышленности Северо-Осетинской АССР. Получали развитие художественная обработка цветных металлов, художественное литьё, ювелирное искусство, ручная обработка шерсти и изготовление из неё вязаных изделий, ткачество, ковроделие, изготовление утилитарных резных и точеных деревянных изделий.

С целью выяснения актуальности развития народных промыслов на современном этапе, нами был проведён массовый и экспертный опрос по теме: «Народные промыслы осетин: социологический анализ». В массовом опросе приняло участие 500 человек – жителей г. Владикавказ и сельских районов республики (характеристики опрошенных приведены в таблице ниже). В качестве экспертов выступили музейные работники, этнографы СОИГСИ и преподаватели СОГУ (всего 5 человек).

Состав респондентов, %
Пол Возраст Национальность Образование
муж 50,0 от 15 до 35 49,4 осетины 90,5 ср., ср. спец. 43,2
жен 50,0 ст. 35 50,6 русские, русско-язычные 9,5 н/в, высшее 56,8

Подбор экспертов осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме, а также по принципу профессионального отношения к данной области знаний. Важным критерием отбора были компетентность, широкий кругозор, стаж работы в соответствующей сфере.

Для экспертного опроса создан специальный вопросник (guide), в котором за основу взята структура анкеты массового опроса.

Анкета состоит из 11 блоков и 18 вопросов.


Изделия из железа

Как пишет Борис Александрович Калоев в своей книге «Осетины», обработка металла у осетин имеет очень давние традиции. Находки железных, бронзовых и золотых изделий местного производства (сабли, ножи, ножницы, множество бронзовых золочёных блях и т. д.), несомненно, подтверждают развитие у осетин кузнечного, оружейного, ювелирного мастерства. Наиболее высокого развития и широкого распространения достигло у осетин кузнечное дело. «Местные мастера из материала заказчика выделывали лемехи для сох, осетинские косы, серпы, надочажные цепи, щипцы для углей, вертела, железные подсвечники и т.д. Из меди делали огромные пивоваренные котлы (цачинаг), составлявшие собственность богатых хозяев. В конце XIX – начале XX в. возрождается в Осетии ювелирное производство».

Нас интересовало, какие изделия народного промысла из железа есть у современных осетин, и на первый вопрос: «Есть ли у Вас дома следующие изделия из железа?», было предложено 37 вариантов ответа: оружие (хæцæнгарз), сабля (æхсаргард), кинжал (хъама), пистолет (дамбаца), ружьё (топп, ерæдзыпп, хъыримаг), нож подкинжальный, наконечники стрел (кард, фаты фындзтæ), шестопёр (сæрдзæвæн), капкан для охоты (къæппæг), талисман (куырды чиныг), наконечник для сохи (дзыргъа), втулки, обручи для колёс (арван), подкова (цæфхад бæхы кæнæ галы), тяпка (рувæн), лопата (бел, фыййаг), топор (фæрæт), стамеска (сарт), ножницы для быта и стрижки овец (хæсгард, фысæлвынæн хæсгард), тесла (пъæнæз, тазин), очажные подставки (тъæртæ), надочажная цепь (сафайы рæхыс), шило (туас), большая игла (теман), коса (цæвæг), серп (æхсырф), путы (хъадаман), крюк для мяса (фыдис), шампур (уæхст), щипцы для огня, кочерга (æртыдзыскæн), бурав (бырау), светильник (цырагъдарæн), наковальня (хъæсдарæг), для отбивания косы (хъæсдарæг), треножник под котёл (суанцъæт).

Для удобства обработки материала мы сгруппировали ответы респондентов, и получилась следующая картина: в домах большинства опрошенных (59,1 %) из этого перечня оказались от 1 до 17 предметов, от 17 до 35 – у 39,0 %, и только 1,9 % сказали, что у них нет таких изделий (см. табл. и приложение 1.1. – 1.35).

1. Есть ли у Вас дома изделия из железа? (%)
от 17 до 35 предметов 39,0
от 1 до 17 предметов 59,1
нет ни одного 1,9
Итого 100,0

На вопрос о том, планирует ли определённая семья приобрести какие-либо предметы старины, сделанные из железа, большинство ответили отрицательно - 78,7 %.

1.36. Планируете ли Вы приобрести какие-либо старинные железные изделия? (%)
да 21,3
нет 78,7
Итого 100,0

Тех, кто на предыдущий вопрос ответили положительно, мы попросили уточнить, какие именно предметы они бы предпочли приобрести. Оказалось, что 26,9 % выбрали ружьё, 19,2 % - тяпку, 15,4 % - крюк для мяса, 11,5 % - светильник; саблю, кинжал и подкову предпочли по 7,7 % респондентов, и по 3,8 % выбрали косу, ножницы и нож.

1.37. Какие именно предметы Вы бы предпочли приобрести? (%)
ружье (топп, ерæдзыпп, хъыримаг) 26,9
тяпка (рувæн) 19,2
коса (цæвæг) 3,8
крюк для мяса (фыдис) 15,4
сабля (æхсаргард) 7,7
кинжал (хъама) 7,7
ножницы (хæсгард) 3,8
светильник (цырагъдарæн) 11,5
подкова (цæфхад бæхы кæнæ галы) 7,7
нож (кард) 3,8

Наиболее востребованными изделиями из железа оказались ружьё, тяпка, крюк для мяса и светильник; саблю, подкову и кинжал выбрали менее 10 % респондентов. Коса, ножницы и нож получили самый маленький процент.


Изделия из золота и серебра

В конце XIX – начале XX в. возрождается в Осетии ювелирное производство, распространённое главным образом в равнинных сёлах (Ардон, Дигора, Кадгарон и др.), где жили мастера-златокузнецы. Они изготовляли украшения национального костюма (кинжалы, мужские и женские пояса, браслеты, кольца, бокалы, оправа рогов, и т. д.), украшавшиеся национальным орнаментом, которые отличались большим мастерством и художественным вкусом.

На вопрос: «Есть ли у вас изделия из серебра?», мы предложили 11 вариантов ответа: кинжал (къама), ножны и ручки сабель (кæрддзæм, карды фистон), уздечка (дзылар), сидельные ремни (мæргъгæ), газыри (бæрцытæ), пояса мужские и женские (рон), ремни ножные (зæнгойбостæ), нагрудные крючки (риуæгънæджытæ), ремни для перевязывания ноговиц (зæнгойбостæ), напёрсток (æнгуырстан), перстень, браслет (къухдарæн, цæнгдарæн). Вообще не оказалось в наличии ни одного из серебряных изделий у 25,2 % опрошенных; имеются в наличии от 1 до 5 предметов у 71,7 % респондентов, и 3,1 % респондентов ответили, что у них есть от 6 до 11 предметов из серебра (см. табл. и приложение 2.1 – 2.11).

2. Есть ли у Вас дома изделия из серебра? (%)
от 6 до 11 предметов 3,1
от 1 до 5 предметов 71,7
нет ни одного 25,2
Итого 100,0

На вопрос: «Хотели бы Вы иметь в своём доме какие-либо предметы старины из серебра большинство дали отрицательный ответ – 58,6%; 41,4 % ответили положительно.

2.12. Хотели бы Вы иметь в своем доме какие-либо предметы старины из серебра? (%)
да 41,4
нет 58,6
Итого 100,0

Исходя из предыдущего вопроса (2.12) был задан следующий: «Если да, то что именно?». Оказалось, что кинжал предпочли бы иметь у себя наибольший процент респондентов – 42,5 %, пояса женские и мужские – 31,5 %, браслет – 8,2 %, уздечку – 6,8%, перстень – 5,5 %; по 2,7% хотели бы иметь газыри и ремни для перевязки ноговиц; по 1,4% респондентов выбрали ножны, ремни ножные, напёрсток, фамильный ремень, посуду, и 1,4% респондентов не отказались бы ни от одного из перечисленных предметов.

2.13. Если да, то что именно? (%)
кинжал 42,5
пояса женские и мужские (рон) 31,5
браслет (цæнгдарæн) 8,2
уздечка (дзылар) 6,8
перстень (къухдарæн) 5,5
ремни для перевязки ноговиц (зæнгойбостæ) 2,7
газыри (бæрцытæ) 2,7
ножны (кæрддзæм) 1,4
ремни ножные (зæнгойбостæ) 1,4
наперсток (æнгуырстан) 1,4
фамильный ремень 1,4
посуда 1,4
все 1,4
Итого 100,0

Как показало исследование, самым популярным серебряным изделием среди местного населения оказался кинжал, на втором месте оказались пояса женские и мужские, на третьем месте (но с большим отрывом) стоит браслет.


Изделия из меди

В первом вопросе данного блока мы поинтересовались о наличии у респондентов изделий народного промысла из меди. Проанализировав данные следующей таблицы, можно сказать, что от 3 до 6 предметов из меди имеется у 27,7 % респондентов, от 1 до 3 предметов оказалось у 30,2 % опрошенных, и нет ни одного изделия народного промысла из меди у 42,1 % респондентов.

3. Есть ли у Вас дома изделия из меди? (%)
от 3 до 6 предметов 27,7
от 1 до 3 предметов 30,2
нет ни одного 42,1
Итого 100,0

Как показывают материалы исследования, большинство респондентов отказалось иметь в своём доме какие-либо предметы старины из меди – 68,7 %, тех, кто хотел бы приобрести медные изделия народного промысла, оказалось 31,3 %.

3.7. Хотели бы Вы иметь в своем доме какие-либо предметы старины из меди? (%)
да 31,3
нет 68,7
Итого 100,0


Изделия из камня

Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. Свидетельством этого может служить сохранившееся до сих пор в горах огромное количество полуразвалившихся башен, замков и надземных склепов, сооруженных местными мастерами.

«В XIX в. в равнинной полосе Северной Осетии появляется новый вид художественной обработки камня. Могильные камни стали украшать национальным орнаментом, изображением элементов костюма, оружия и т. д. Традиции обработки камня живы и в наши дни».

Чтобы выяснить, есть ли у современного жителя нашей республики изделия народного промысла из камня, мы предложили следующие варианты ответов: памятник (цыртдзæвæн), точило для бритв и ножей (сæрдасæны дур, сигæц, цыргъгæнæн), точило для шлифовки сабель (доны зилгæ дур), ступы (фæхт, æлхой, ступкæ).

Так, от 1 до 2 предметов было у 48,4 % респондентов, от 3 до 4 предложенных предметов оказалось дома у 21,4 % респондентов, и нет ни одного изделия из камня у 30,2 % опрошенных (см. табл. и приложение 4.1. – 4.4).

4. Есть ли у Вас дома изделия из камня? (%)
от 3 до 4 предметов 21,4
от 1 до 2 предметов 48,4
нет ни одного 30,2
Итого 100,0

На вопрос о том, желает ли кто-либо из респондентов иметь у себя дома предметы народного промысла из камня, получили следующие ответы: всего лишь 9, 0 % респондентов ответили положительно на данный вопрос и большинство (91, 0 %) дали отрицательный ответ.

4.5. Хотели бы Вы иметь в своем доме какие-либо изделия из камня? (%) (%)
да 9,0
нет 91,0
Итого 100,0

Учитывая особенности национального быта осетин, для детализации предыдущего вопроса (см. табл.), мы спросили у респондентов, что именно они бы хотели приобрести из вышеперечисленных предметов народного промысла из камня. Нарисовалась следующая картина: ступы и точило для шлифовки сабель выбрали по 42,9 % опрошенных среди местного населения, 14,3 % респондентов предпочли бы иметь у себя дома точило.

4.6. Если да, то что именно? (%)
ступы 42,9
точило для шлифовки сабель (доны зилга дур) 42,9
точило 14,3
Итого 100,0

Как видно из материалов нашего опроса, всего 9 % респондентов ответили, что они хотели бы иметь у себя какие-либо изделия из камня.


Изделия из дерева

Вся домашняя утварь и мебель в хозяйстве народов Северной Осетии традиционно изготовлялась из дерева. «Ассортимент деревянных изделий в быту народов Северной Осетии был очень разнообразен. В настоящее время он претерпел некоторые изменения – меньше стало выпускаться деревянной посуды, но больше мебели, увеличилось производство сувениров из дерева».

В настоящее время деревообрабатывающий домашний промысел не потерял своего значения в хозяйстве осетин. Наряду с широко бытующими покупными металлическими изделиями, металлической, фаянсовой и стеклянной посудой, из употребления не вышла и деревянная посуда, утварь и домашняя мебель.

Большого искусства достигли осетины в изготовлении деревянной домашней утвари. На посуде очень искусно вырезывались орнамент и художественной работы фигурные ручки.

Со временем необходимость в изготовлении деревянной посуды, домашней утвари и мебели отпала, так как появилась фабричная мебель, фарфоровая и эмалированная посуда. Однако искусство старых мастеров-деревообделочников не исчезло. Они передают свои знания и опыт новому поколению.

На очередной вопрос анкеты: «Есть ли у Вас дома изделия из дерева?», были предложены следующие варианты ответа: посуда (тæбæгътæ, къустæ, сывыр, арынг, солпæ), транспорт летний (уæрдон), зимний (дзоныгъ, къахдзоныгъ), мебель (къамод,), кровать (хъулджын сынтæг), кресло (къæлæтджын бандон), центральный столб (цæджындз), музыкальные инструменты (хъис фæндыр, дыууадæстæнон фæндыр), ленчик седла (саргъы къуыдыр, уадындз, къæрцгæнæнтæ, дала фæндыр), ложка (уидыг), лейка (хъуырдзæвæн), ось деревянная (хъæдын сæмæн), ткацкий станок (тынуафæн), веретено (æлхуый). Большинство ответило, что у них есть дома от 1 до 8 предметов народного промысла из дерева (79,2 %), от 9 до 17 предметов оказалось в наличии у 13,2 % респондентов, и нет ни одного деревянного изделия народного промысла у 7,5 % опрошенных среди местного населения (см. табл. и приложение 5.1.-5.17).

Есть ли у Вас дома изделия из дерева? (%)
от 9 до 17 предметов 13,2
от 1 до 8 предметов 79,2
нет ни одного 7,6
Итого 100,0

Что касается желания приобрести что-либо из предметов промысла из дерева, то большая часть респондентов (69,9 %) отказывается иметь у себя какие-либо из деревянных предметов быта, 30,1 % хотели бы иметь какие-либо деревянные изделия народного промысла.

5.18. Хотели бы вы иметь в своем доме какие-либо деревянные предметы быта? (%)
да 30,1
нет 69,9
Итого 100,0

Исходя из предыдущего вопроса (5.18), для его конкретизации был задан следующий: «Если да, то что именно?». Выяснилось, что веретено хотят иметь у себя 25,6 % респондентов, комод – 12,8 %, посуду – 5,1 % опрошенных среди местного населения.

5.19. Если да, то что именно? (%)
комод (къамод) 12,8
веретено (æлхуый) 25,6
посуда (тæбæгътæ, къустæ, сывыр, арынг, солпæ) 5,1
музыкальные инструменты (хъис фæндыр, дыууадæстæнон фæндыр) 15,4
кресло (къæлæтджын бандон) 12,8
чесалка для шерсти 7,7
замок деревянный 15,4
лейка 5,1
мебель 10,3

Как видно из материалов таблиц, наибольшее количество опрошенных ответили отрицательно на вопрос о том, хотели бы они иметь у себя дома изделия народного промысла из дерева. Из тех, кто ответил положительно, большее число респондентов предпочли бы иметь у себя веретено.


Изделия из кожи

Обработка кожи крупного рогатого скота всегда считалась обязанностью только мужчин. «Шкуры волов, коров, телят и др. через два-три дня после снятия с животного растягивают на полу и слегка солят. Натянув концы шкуры, их прибивают к земле, просушивая таким образом несколько дней. Потом шкуру кладут на чердак рядом с дымоходом и коптят. После этого разрезают на несколько узких продолговатых кусков. В прошлом обработка кожи производилась при помощи кожемялки общекавказского типа. Из обработанной кожи изготовляли горскую обувь, верёвки, сбруи и т. д.». С обработкой кожи было связано и седельное производство. Этот вид ремесла имеет глубокие традиции.

Кожевенное производство имеет довольно большое значение в быту людей, и респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дома изделия из кожи?». Были предложены следующие варианты ответа: обувь (æрчъитæ, къогъодзитæ), бурдюки (лалым), одежда (рагон дарæс), сумка (хызын), складывающиеся стаканы (сыллыхъ), обтянутые кожей ножны для ножей (карды æмæ æхсаргарды кæрддзæмтæ), верёвка из кожи (гæрзæй бæндæн). Оказалось, что от 1 до 3 предметов данного вида изделий есть у 51,6 % респондентов, от 4 до 7 предметов – у 18,2 %, и нет ни одного из кожаных изделий у 30, 2 % опрошенных среди местного населения (см. табл. и приложение 6.1. – 6.7).

6. Есть ли у Вас дома изделия из кожи? (%)
от 4 до 7 предметов 18,2
от 1 до 3 предметов 51,6
нет ни одного 30,2
Итого 100,0

Большинство респондентов воздержались от желания иметь у себя дома какие-либо предметы старины из кожи (79,9 %), желание иметь у себя изделия народного промысла из кожи выразили 20, 1 % респондентов.

6.8. Хотели бы Вы иметь в своем доме какие-либо предметы старины из кожи? (%)
да 20,1
нет 79,9
Итого 100,0

Чтобы уточнить, какие именно предметы старины из кожи хотели бы иметь у себя дома те, кто положительно ответил на предыдущий вопрос, был задан следующий: «Если да, то что именно?». Более пятой части респондентов (22,6 %) предпочли бы иметь у себя кожаную верёвку, 19,4 % респондентов – одежду из кожи, обувь – 16,1 %, сумку, бурдюки и складывающиеся стаканы – по 12,9 % респондентов.

6.9. Если да, то что именно? (%)
одежда (рагон дарæс) 19,4
обувь (арчъита) 16,1
веревка (гæрзæй бæндæн) 22,6
сумка (хызын) 12,9
бурдюки (лалым) 12,9
складывающиеся стаканы (сыллыхъ) 12,9

Основываясь на ответы вопросов 6.8 и 6.9, мы можем сказать, что из 100 % лишь 20,1 % хотели бы иметь у себя дома предметы старины из кожи. Респонденты, ответившие положительно на данный вопрос, из всего перечня кожаных изделий более всего хотели бы иметь у себя дома кожаную веревку.


Изделия из шерсти

Наибольшее развитие в XIX в. в горах Северной и особенно Центральной Осетии, где овцеводство составляло ведущую отрасль хозяйства, получило суконное производство. «Шерсть сначала моют с мылом, просушивают, а затем чистят и сортируют. Очищают шерсть руками, отделяя от неё разный сор и самую длинную грубую шерсть, после чего начинают расчёсывать на специальном гребне (пиран) с острыми металлическими зубьями, насаженными на деревянную подставку. Клочок шерсти расчёсывается до тех пор, пока вся грубая шерсть не отделится от мягкой (подшерстка). Затем шерсть делится на два сорта – длинную и короткую. Длинная идёт на основу, т. е. на поперечную нить. После расчёсывания шерсть бьют лучком – дугообразной хворостиной с натянутой на неё ниткой.»

С давних времён в горах Северной и Центральной Осетии из шерсти изготовляли бурки и войлоки.

Всеми поколениями осетин шерстяные вещи ценились очень высоко, особенно в зимнее время года. На вопрос: «Есть ли у Вас дома изделия из шерсти?», были предложены следующие варианты ответа: бурка (уæлæдарæн нымæт, къулыл дарæн нымæт ), шляпа (нымæтхуд), носки (къыумбил цъындатæ), постельные принадлежности (гобан, хъæццул), сукно (тын), черкеска, башлык (тынæй хуыд цухъа, басылыхъхъ). Из материалов исследования видно, что от 4 до 6 предметов из шерсти есть больше, чем у половины респондентов (52,2 %), от 1 до 3 предметов имеется у 41,5 % опрошенных среди местного населения, и нет ни одного шерстяного изделия у 6,3 % респондентов (см. табл. и приложение 7.1. – 7.6).

7. Есть ли у Вас дома изделия из шерсти? (%)
от 4 до 6 предметов 52,2
от 1 до 3 предметов 41,5
нет ни одного 6,3
Итого 100,0

Респондентам был задан следующий вопрос: «Хотели бы вы иметь в своём доме какие-либо изделия из шерсти?». Подавляющее большинство (71,7 %) ответили, что не хотели бы иметь дома вещи из шерсти, в то же время 28,3 % респондентов ответили положительно на поставленный вопрос.

7.7. Хотели бы Вы иметь в своем доме какие-либо изделия из шерсти? (%)
да 28,3
нет 71,7
Итого 100,0

Что касается уточнения того, какие именно изделия из шерсти хотели бы приобрести опрошенные, был задан следующий вопрос: «Если да, то что именно?». Результаты показали, что 40,0 % респондентов хотели бы иметь у себя черкеску, 23,6 % - бурку, 20,0 % - носки, 12,7 % - шляпу, 7,3 % - сукно; шерстяные вещи и постельные принадлежности выбрали по 1,8 % респондентов.

7.8. Если да, то что именно? (%)
бурка (уæлæдарæн нымæт, къулыл дарæн нымæт) 23,6
черкеска (тынæй хуыд цухъа) 40,0
шляпа (нымæтхуд) 12,7
носки (къуымбил цъындатæ) 20,0
шерстяные вещи 1,8
постельные принадлежности (гобан, хъæццул) 1,8
сукно (тын) 7,3

Доля желающих иметь у себя дома изделия из шерсти меньше, по сравнению с долей тех, кто не хотел бы иметь дома шерстяные изделия. Черкеска, бурка и шерстяные носки набрали наибольшее количество процентов.


Строительные материалы

Характер жилища и хозяйственных построек осетин определяется географическими условиями, рельефом местности и наличием определённого строительного материала. Строительный материал также зависел от природных условий. Туальцы строили дома из камня, который добывали на месте; лес, необходимый для балок, доставляли из Южной Осетии. Местный камень широко используется по-прежнему почти во всех горных лесистых районах для строительства первого этажа, на котором воздвигается второй этаж с рублеными или плетёными из прутьев стенами.

В настоящее время появилось огромное количество современного строительного материала и, чтобы выяснить, используют ли люди сейчас старые технологии, респондентам был задан следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, используете ли Вы следующие строительные технологии?». Было предложено 2 вида: 1.арка (аркæ), 2.перемычка (æрдынæг). Из результатов исследования видно, что арку используют при строительстве 30,2 % респондентов, не используют – 69,8 %. Перемычку используют всего лишь 21,4 % опрошенных среди местного населения, не используют – 78, 6 %.

8. Используете ли Вы следующие строительные технологии? (%)
  да нет Итого
арка 30,2 69,8 100,0
перемычка 21,4 78,6 100,0

Сегодня население нашей республики продолжает активно строить дома, и мы хотели бы узнать, используют ли они традиционные строительные технологии при постройке домов. Оказалось, что большинство всё-таки предпочитает старым методам современные (73,6 %), приверженцев традиционного стиля было гораздо меньше – 26,4 %.

8.3. Хотели бы Вы применить традиционные строительные технологии дома? (%)
да 26,4
нет 73,6
Итого 100,0

Исходя из ответов предыдущего вопроса, был задан следующий: «Если да, то что именно?». Так, большинство выбрало арку (73,2 %), башню – 24,4 %, меньшее количество опрошенных предпочли отделку деревом (2,4 %).

8.4. Если да, то что именно? (%)
башня 24,4
арка (аркæ) 73,2
отделка деревом 2,4


Традиционная пища осетин

Специфические особенности материальной культуры осетин ярко проявляются в их национальной пище. Одно из главных мест в пищевом рационе осетин занимает хлеб. Одним из наиболее любимых и распространённых блюд у осетин является пирог с мясом. Также есть пироги с сыром, приготовляемые из малосоленого сыра. Кроме того, осетины часто едят пироги с самой разнообразной начинкой – из фасоли, зелёных листьев свеклы, капусты, картофеля и т. д. Мясо (баранину, говядину, птицу) варят, жарят. Из мяса домашней птицы готовится национальное блюдо - лывжа.

Важное место в питании осетин занимают овощи: лук, чеснок, черемша. Широко распространён рассол, приготовляемый из особых трав на молоке и отличающийся очень острым и приятным вкусом.

«Приготовление сыра из коровьего и овечьего молока относится к самым древним занятиям осетин. Высокая калорийность сыра и его вкусовые качества объясняются благоприятными природными условиями, в которых находились овцы. Приготовление сыра входило целиком в обязанности женщин.

Масло приготовляется исключительно из коровьего молока, причём делается это в основном осенью.

Осетины умеют приготовлять кефир, который делается из свежего молока и заквашивается особыми грибками».

На первый вопрос: «Скажите, пожалуйста, готовите ли Вы дома традиционную осетинскую пищу?», были предложены следующие варианты ответа: три пирога (æртæ чъирийы, æртæдзыхонтæ, хæбизджынтæ), пирог из солода (задын), чурек начинённый куском курдючного жира (æмыс), чурек (кæрдзын), чурек из ячменя (хоры кæрдзын), каша (дзыкка), пирог с начинкой из бараньего жира (фиуджын), шашлык (физонæг уæхстыл, тебæйы физонæг), пирог из листьев черемши, бурака (давонджын, цæхæраджын), суп молочный с макаронами (хæнкъæл), варёные кукурузные зерна (дзæрна), жареные зерна (цæкуытæ), колбаса из тонких кишок (дзормæ). Оказалось, что 67,3 % респондентов готовят от 7 до 13 блюд, от 1 до 6 – 32,1 %, совсем не готовят традиционную осетинскую пищу 0, 6 % респондентов (см. табл. и приложение 9.1. – 9.13).

9. Готовите ли Вы дома традиционную осетинскую пищу? (%)
от 7 до 13 блюд 67,3
от 1 до 6 блюд 32,1
ничего не готовим 0,6
Итого 100,0

Чтобы развернуть тему предыдущего вопроса (9), был задан следующий: «Что Вы предпочитаете больше всего из блюд традиционной осетинской кухни?». Мы получили следующие ответы: наибольшее количество опрошенных отдали предпочтение пирогу с сыром (65,5 %), шашлыку - 29,4 %, каше – 15,1 %, на одинаковом уровне оказались дзарна и чурек (6,7 %), пирог цахараджын – 5,0 %, дыдджын – 3,4 %, дзыкка – 1,7 %, по 0,8 % респондентов предпочитают готовить давонджын, курицу и колбасу.

9.14. Что Вы предпочитаете больше всего из блюд традиционной осетинской кухни? (%)
каша (дзыкка) 16,8
пирог цахараджын 5,0
пирог с сыром 65,5
давонджын 0,8
шашлык (физонæг уæхстыл, тебæйы физонæг) 29,4
дзарна 6,7
чурек (кæрдзын) 6,7
дыдджын 3,4
курица 0,8
колбаса (дзормæ) 0,8

Самым популярным блюдом среди опрошенных оказался пирог с сыром, дальше по убывающей идут шашлык, каша, дзарна, чурек, пирог цахараджын и т.д.


Напитки

Своеобразны и некоторые национальные напитки осетин, в частности пиво и хмельной напиток ронг. К национальным напиткам осетин относится также арака. Как прохладительный напиток осетины широко употребляют хлебный квас.

На вопрос о том, готовят ли современные осетины дома национальные напитки, были предложены варианты ответа: ронг (медовуха), пиво (æлутон), квас (къуымæл), кислая сыворотка (туаг хуырх), сыворотка (сылы), пахтанье (мисын). Результаты исследования показали, что от 1 до 3 напитков готовят 45,3 % респондентов, от 4 до 7 – 42,1 %, ничего не готовят 12,6 % опрошенных (см. табл. и приложение 10.1. – 10.7).

10. Готовите ли Вы дома национальные напитки? (%)
от 4 до 7 напитков 42,1
от 1 до 3 напитков 45,3
ничего не готовим 12,6
Итого 100,0

По результатам исследования, большинство опрошенных являются почитателями пива (64,3 %), на втором месте с большим отставанием идёт квас (20, 5 %), арака – 15,2 %, пахтанье и ронг – 1,8 %.

10.8. Скажите, пожалуйста, какие из осетинских напитков вы готовите дома чаще всего? (%)
пиво (æлутон) 64,3
квас (къуымæл) 20,5
арака 15,2
сыворотка (сылы) 10,7
пахтанье (мисын) 5,4
медовуха (ронг) 1,8

Самыми почитаемыми напитками среди респондентов являются пиво, квас и арака. Оказалось, что большинство опрошенных всё-таки готовят национальные напитки.


Рестораны и кафе

В Западной Европе и в США во многих ресторанах и кафе, а также некоторых домах, имеются украшения из изделий народных промыслов.

Сегодня в Северной Осетии ресторанные сети, согласно данным Госкомстата, насчитывают более 695 различных ресторанов, кафе. Респондентам был задан вопрос: «Вы бы хотели, чтобы наши кафе и рестораны были украшены изделиями осетинских народных промыслов?». Эта идея понравилась 72,6 % респондентов, равнодушны к этой затее 10,2 %, не думали об этом вообще 13,4 %, ответить затруднились 3,8 % респондентов.

11. Вы бы хотели, чтобы наши кафе и рестораны были украшены изделиями осетинских народных промыслов? (%)
да, мне нравится эта идея 72,6
мне все равно, как они оформлены 10,2
я не думал об этом 13,4
затрудняюсь ответить 3,8
Итого 100,0

Итак, материалы нашего исследования показали, что большинству опрошенных идея об украшении кафе и ресторанов Северной Осетии изделиями осетинских народных промыслов понравилась.


Ответы экспертов

Экспертный опрос по поставленной проблеме исследования состоял из нескольких вопросов:

  • Какого состояние народных промыслов на современном этапе?
  • Необходимо ли развитие народных промыслов осетин на современном этапе?
  • Какого влияние народных промыслов на моральный облик народа?
  • Вы бы хотели, чтобы наш город был украшен изделиями народных промыслов?
Ответы экспертов определились следующим образом:
  • Развитие народных промыслов на современном этапе необходимо. Во-первых, это создало бы рабочие места; особенно благодатно это бы сказывалось на молодёжи. Во-вторых, народ бы сохранил свою национальную культуру в этой области. Даже изготовление бурок, черкесок, специальной горной обуви из натуральной, выделанной вручную кожи имело бы сейчас успех. В Осетии во все времена были замечательные мастера-искусники (зарин-гурдта), которые славились не только в республике, но и за её пределами. Сейчас это всё практически утеряно или сохранилось лишь частично. Сейчас надо бороться за то, чтобы восстановить то, что ещё не совсем стёрто из нашей культурной жизни. Для этого нужны инициативные люди, которые занимались бы развитием народно-художественных промыслов сегодня. Местные республиканские кафе, рестораны, городские аллеи должны быть украшены национальными орнаментами, изделиями народных промыслов. Нам нужно сохранить нашу культуру, наше искусство. Национальность должна жить именно такими вещами. Мало того, что мы почти потеряли свой язык, так надо не упустить то, что у нас ещё сохранилось, и развивать это. Это долг тех, кто живёт сейчас, долг как наших старших, так и молодых. Мы не отрицаем другую культуру, она нужна, но культуры могут сосуществовать. Культуры разных народов не враждуют, они взаимодействуют. В разные исторические эпохи, когда кочующие племена встречались, то они друг у друга что-то перенимали, делились собственными навыками. Так же должно быть и сейчас, культуры должны гармонично переплетаться в современном мире, сохраняя при этом свою самобытность.

  • В настоящее время для того, чтобы говорить о народных промыслах, необходима новая идея об их развитии на современном этапе. Наследие не только кобанской, но и знаменитого скифского звериного стиля, которые в своё время потрясли весь мир, современные осетины теряют. Осетины в настоящее время перестали ценить свои национальные ценности. Знаменитый американский учёный Бернар Бахрах в своей монографии об осетинах, выдвинул следующий тезис: «Аланы – самый подверженный ассимиляции народ на земном шаре». Это чисто осетинская душа.

  • Сейчас «промыслы» - это понятие, а в прошлом это было конкретное занятие людей. Крестьянин-осетин в горах не мог обходиться без изделия кузнечного ремесла. Нужны были орудия сельского хозяйства, орудия охоты, оружие, изделия из дерева, т.е. вещи, без которых жизнь не могла протекать нормально для горца. Он обязан был иметь эти вещи, иначе ему трудно было бы жить. Он или сам делал их, или покупал, или менял на живой товар (за хорошие ножницы женщина могла отдать корову с теленком, за топор тоже отдавали корову или две). Но если дело касалось котла, то это стоило гораздо дороже. Культ котла сохранился еще со скифо-сарматских времен. Продолжение традиций, технологии производства войлока, ковров, ювелирных изделий, изделий из керамики мы должны сохранить. Мы должны возродить народные промыслы – это наши традиции, это воспитывает любовь к отечеству, развивает хорошие качества у людей, уважение к искусству, к прошлому, воспитывает человека духовно. Это очень многосторонняя деятельность.


Заключение

Таким образом, материалы исследования, целью которого было определение актуальности развития народных промыслов в РСО-Алания как носителя материальной и духовной культуры на современном этапе, позволяют сделать следующие выводы:

  • Осетины издавна применяли железо в быту и домашнем хозяйстве. 21,3 % респондентов планируют приобрести изделия из железа, и первыми предметами в этом списке стоят ружьё, тяпка и крюк для мяса.

  • Относительно большая доля респондентов (41,4 %) ответили, что хотели бы иметь какие-либо предметы старины из серебра. Из предложенного перечня серебряных изделий самыми популярными при выборе респондентами оказались кинжал, пояса мужские и женские.

  • 31,3 % опрошенных хотели бы иметь какие-либо предметы старины из меди.

  • Изделия народного промысла из камня оказались не столь востребованы, как предметы из других материалов. Всего 9,0 % респондентов хотели бы иметь у себя изделия народного промысла из камня.

  • 30,1 % респондентов против 79,2 % ответили, что хотели бы обладать изделиями народного промысла из дерева. Веретено, деревянный замок, кресло и комод стали самыми популярными из всего данного перечня изделий из дерева.

  • Выделка кожи была одним из основных занятий в Осетии. 20,1 % опрошенных хотели бы иметь какие-либо предметы старины из кожи. Верёвка, одежда и обувь из кожи заняли первые места в предложенном списке кожаных изделий.

  • Изделия из шерсти являются неотъемлемой защитой в холодное время года. Так, 28,3 % хотели бы иметь у себя дома какие-либо изделия из шерсти. 40,0 % из них хотели бы иметь у себя черкеску, 23,6 % - бурку, 20,0 % - шерстяные носки из всех наименований, которые были представлены в приложении.

  • Всего четверть опрошенных предпочитают традиционные элементы в строительной культуре. Арка в ответах респондентов оказалась самой популярной из традиционных строительных технологий.

  • Традиционная осетинская пища – один из наиболее развитых народных промыслов в Осетии. В нашей республике от 7 до 13 блюд готовят 67,3 % опрошенных, от 1 до 6 блюд готовят 32,1 % респондентов. Всего 0,6 % ответили, что ничего не готовят. Больше половины опрошенных из всех предложенных для выбора национальных блюд чаще всего предпочитают готовить пирог с сыром.

  • От 4 до 7 разновидностей национальных напитков готовят 42,1 % респондентов, от 1 до 3 видов – 45,3 %, всего 12,6 % не готовят национальные напитки. Самым популярным напитком оказалось осетинское пиво.

  • 72,6 % респондентов хотели бы, чтобы наши кафе и рестораны были украшены изделиями осетинских народных промыслов.

Народные промыслы являются неотъемлемой частью национальной культуры. Анализируя материалы нашего исследования, можно сказать, что большая часть населения республики положительно относится к идее возрождения и развития народных промыслов. Особенно важно это в период активной глобализации. Развитие народных промыслов могло бы стать одним из барьеров в процессе ассимиляции осетинской традиционной культуры другими культурами или хаосом бескультурья переходного периода.

Комментарии (1)  |  Добавить комментарий